Биография
 Родился в Санкт-Петербурге 18 мая 1829 года. Сын богатого ростовского купца 1 гильдии, Фёдора Максимовича Плешанова (3 ноября 1795 — 28 октября 1867), производившего миллионные обороты в Петербурге.
  Учёба в Академии художеств
 Плешанов вырос в роскоши и, считая себя вполне обеспеченным на всю жизнь, окончив курс в Петербургском Коммерческом Училище, решил посвятить себя искусству и поступил в 1848 году в Академию Художеств, по классу живописи, одновременно с этим занимаясь частными уроками у профессора Фёдора Антоновича Бруни. Последний очень полюбил юношу за его доброе и нежное сердце и, смотря на его занятия искусством, как на благородную страсть богатого любителя, не лишенного при этом способностей, хотя и не первоклассных, старался всячески поощрять его, относясь к нему снисходительнее, чем к его товарищам, которым, как специалистам-художникам, предстояло проложить себе дорогу упорным трудом.
  В 1851 году Академия выразила молодому художнику похвалу за программу: «Юдифь при выходе из городских ворот». В следующем году он получил первую серебряную медаль «за успехи в живописи», за картину: «Пробуждение женщины».
  Основные работы Плешанова
 В 1853 году заслужил похвалу «за достоинство композиции и эффект в написанной им картине „Андромаха оплакивает тело Гектора“», хотя в протоколе Академии занесено, что император Николай I, при посещении выставки, остался недоволен этой картиной.
 В 1854 году Плешанов написал картину: «Пророк Елисей, воскрешающий сына вдовицы», обладавшую строгим академическим сочинением, где всё расположено по требованию тогдашней композиции и все аксессуары прилично подобраны, но, тем не менее, автору присуждена была вторая золотая медаль. В следующем году, за программу: «Христос в доме Марфы и Марии», вместо первой золотой медали, Плешанов получил только «похвалу» и звание художника XIV класса.
 На следующий год, ему было присуждено звание академика за программу «Иерей Сильвестр пред Иоанном Грозным во время большого московского пожара, 24-го июня 1547 года» (ныне в Музее Александра III). После этого, по совету Ф. А. Бруни, Плешанов поехал в Рим, где прожил два года, продолжая пользоваться советами своего профессора. По его же совету, им была написана там картина: «Ослепление Савла на пути в Дамаск», находящаяся теперь в церкви Покрова Пресвятой Богородицы, в Ростове.
 В 1863 году Плешанов опять получил от Академии «похвалу» за картину: «Блудница пред Спасителем».
 В 1865 году он исполнил лучшую свою работу — портрет отца, Ф. М. Плешанова (ныне в Музее Александра III), а в 1869 году получил звание профессора за картину, написанную на выбранный им самим сюжет: «Убиение Дмитрия царевича в Угличе», приобретенную в Императорский Эрмитаж за 3800 рублей.
  Работа в Академии художеств
 В 1867 году умер отец Плешанова. И его коммерческие дела шли не так блестяще, как раньше, но всё же порядочно. Однако, после его смерти в руках старшего брата художника, всё состояние исчезло сразу, и сыновьям бывшего богача пришлось перебраться из роскошно обставленного собственного дома-особняка в казённую квартиру в Академии, где, на их счастье, к тому времени П. Ф. Плешанову удалось получить место преподавателя, для деятельности которого он не был пригоден ни по своему характеру, ни по увлечениям, ни даже по образованию, а был вынужден приняться за неё из-за необходимости добывать средства к жизни.
 Такой переворот судьбы, конечно, не мог не отозваться болезненно на его организме. Хотя внешне он переносил свое несчастье мужественно, но в действительности болел сердцем, как из-за тяжелого положения брата, так и оттого, что вместо прежних занятий теми композициями, которые привлекали его, теперь, чтобы содержать себя и брата с семьей, ему приходилось исполнять только срочные заказы, до тех пор, пока тяжелая болезнь, начавшаяся с ожирения сердца, не прекратила его и физические, и моральные мучения.
Впрочем, служебная карьера его шла вполне успешно: в 1875 году он был приглашен присутствовать в заседании Академического Совета, а в 1877 году — назначен сверхштатным членом Совета. В следующем году после смерти Бонафеде, Плешанов получил место заведующего Мозаическим отделением при Императорской Академии Художеств.
  Работы П. Ф. Плешанова
 Кроме уже упомянутых произведений, П. Ф. Плешанов написал ещё:
  - Образ святого Митрофания Воронежского, Дмитрия Ростовского и Тихона Задонского (1862)
  - Образ Архангела Гавриила
  - Картину «Милосердие римлянки»
  - Портрет своей тётки и шесть портретов родственников
  - Портреты: А. В. Попова, А. Ф. Гроттена, П. M. Григорьева и И. П. Ишимова
  - Две копии со старинного образа святого Николая Чудотворца
  - Аллегорическое изображение «Весны»
  - Две полуфигуры вакханок
  - Пятьдесят портретов различных лиц (1864—1865)
  - Десять разных портретов (1865—1866)
  - Повторение, в меньшем размере, образа «Призвание Савла»
  - Образ Дмитрия Солунского, написанный на меди
  - Образ Пресвятой Богородицы
  - Образ святого Николая Чудотворца и Александра Невского, для часовни при Александро-Невской богадельне
  - Образ Спаса Нерукотворного
  - Портреты: Митрополита Исидора, Н. М. Полежаева, Н. Ф. и Е. Я. Плешановых, А. К. Еманокова (все в 1866—1867 гг.)
  - Два образа преподобных Исидора и Фёдора Студита, для часовни при Александро-Невской богадельне
  - Маленький образ преподобного Фёдора, на памятник отцу художника, в Александро-Невской лавре (1867—1868)
  - Маленький портрет госпожи Палажченко, на памятник её в Александро-Невской лавре
  - Большой портрет госпожи Бурениной (1868—1869)
  - Эскиз картины: «Смерть Сусанина»
  - Четырнадцать колоссальных поясных изображений пророков, для церкви, сооруженной в память наследника-цесаревича Николая Александровича в Петербурге
  - Поясное изображение Богоматери с Младенцем и изображение четырех евангелистов
  - Картину «Мадонна»
  - Образ святого Николая Чудотворца, в византийском стиле (1869—1870)
  - В церковь святого Николая: 
 - Образ святого Александра Невского
  - Запрестольный образ «Положение во гроб»
  - Колоссальное изображение четырех московских митрополитов: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа
  - Четыре поясных изображения ангелов, в кругах
  - Два местных образа, Спасителя и Богоматери
  
   - Небольшой образ святого Александра Невского, в кругу, для памятника Горяинова, на Смоленском кладбище
  - Два образа: Дмитрия Ростовского и Марии Египетской, для церкви, строившейся Полежаевыми в Александро-Невской лавре (1870—1871)
  - Поколенный портрет императора Александра II
  - Портрет великой княгини Александры Петровны
  - Портрет английского принца
  - Портрет купца Леонтьева
  - Образ: «Приидите ко мне вси труждающиеся»
  - Запрестольный образ «Сретения Господня», в город Рыбинск
  - Образ святых Александра Невского и Марии Магдалины, в город Рыбинск
  - Написал, по картонам Ф. А. Бруни, в парусах храма Христа Спасителя: «Сошествие святого Духа на апостолов» и «Сошествие Христа во ад» (1871—1872)
  - Сделал эскиз «Смоленской Божией Матери со святыми: Львом, папой Римским, Антонием Великим, Иоанном Дамаскиным и Екатериной Великомученицей», для арки в храме Христа Спасителя
  - «Сретение Господня», для ниши туда же
  - «Введение во храм Пресвятой Богородицы», для другой ниши туда же
  - Образа святого Николая Чудотворца и святого Петра митрополита, для Зиновьева
  - Образ святого Андрея Первозванного, для графа П. А. Шувалова, на могилу его отца
  - Колоссальный образ святого евангелиста Матфея, для воспроизведения мозаикой в парусах Исакиевского собора
  - Исправил писанные учениками Академия 54 образа, для церкви в городе Рыбинске (1872—1873)
  - Написал два образа князя Владимира, для Владимира Александровича
  - Исполнил, по эскизу Ф. А. Бруни, большой картон: «Поклонение царей земных Царю Небесному», для церкви святой Троицы, в именье Штиглица, (1873—1874)
  - Восемь эскизов изображений святых в рост и 36 эскизов поясных изображений, для храма Христа Спасителя (1874 — 1875)
  - Портрет Александра II, в рост, для Казани
  - Образ «Рождества Христова», для походной церкви Ленкоранского полка
  - В церковь при доме призрения бедных Теменькова-Фролова: 
 - Копия, в натуральную величину, с картины Ф. А. Бруни «Моление о чаше»
  - Образ святого Петра митрополита
  - Образ святого Алексия митрополита
  - «Тайная Вечеря»
  
   - Расписал, по собственным эскизам, хоры храма Христа Спасителя и сделал три эскиза картин из жизни Императора Александра и, по случаю празднования столетия со дня его рождения: «Государь у водопада в Таммерфорсе, в Финляндии»
  - «Государь в собрании дворянства и купечества г. Москвы»
  - «Кончина императора в Таганроге»